

Установка и опломбировка ИПУ
Процедура введения в эксплуатацию индивидуального прибора учёта коммунальных ресурсов, то есть принятия его к расчётам, описана в постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Поскольку прибор учёта потребления коммунального ресурса находится в ведении собственника помещений, то именно собственник несёт ответственность за установку и надлежащее использование, а также своевременную замену счётчика, если он вышел из строя или у него истёк межповерочный интервал (п. 81 ПП РФ № 354). После монтажа нового или замены старого прибора учёта проводится процедура введения его в эксплуатацию, то есть документальное оформление его как расчётного. Работы по вводу ПУ в эксплуатацию выполняет исполнитель коммунальной услуги.
Счётчик должен быть принят к расчётам в течение месяца со дня его установки. Когда прибор учёта установлен, исполнитель коммунальной услуги проводит процедуру ввода ПУ в эксплуатацию. Этот процесс состоит из нескольких этапов (п. 81 (4) ПП РФ № 354):
- Сверка на соответствие данных ПУ с его документацией. Исполнитель коммунальной услуги сверяет заводской номер на счётчике и в паспорте, комплектацию и схему монтажа – они должны совпадать с информацией в технической документации изготовителя ПУ. Если счётчик не новый, то необходимо проверить дату последней поверки (п. 84 (1) ПП РФ № 354).
- Проверка ПУ на работоспособность. Проверяется работа счётного механизма прибора учёта, который фиксирует потребление ресурса.
- Опломбировка прибора учёта. Исполнитель коммунальной услуги устанавливает на счётчик контрольные и антимагнитные пломбы.
- Фиксация показаний ПУ на момент опломбировки. Данный этап необходим для корректного расчёта платы за потреблённый ресурс согласно показаниям нового прибора учёта.
- Составление акта ввода прибора учёта в эксплуатацию в двух экземплярах с подписями собственника и исполнителя коммунальной услуги. В акте фиксируются дата, время и адрес ввода ПУ в эксплуатацию, данные о представителях исполнителя коммунальной услуги, участвовавших в процедуре, данные о ПУ (тип, номер, место установки), начальные показания счётчика, указание на места установки пломб и их номера, дата следующей поверки.
Если при проверке ПУ выявлены его несоответствия технической документации или установлен факт нарушений в его работе, то исполнитель коммунальной услуги может отказать собственнику в принятии ИПУ к расчётам, что указывается в акте.
На момент ввода ПУ в эксплуатацию на его корпусе уже должна стоять свинцовая пломба завода изготовителя – первоначальная. Вторичную контрольную пломбу устанавливает исполнитель коммунальной услуги, чтобы исключить возможность доступа к деталям и изменению показаний ПУ. Также исполнитель коммунальной услуги, принимая счётчик к коммерческому учёту, устанавливает антимагнитные пломбы: они фиксируют воздействие на прибор магнитного поля, которое может повлиять на показания счётчика.
Потребитель не сможет удалить установленные пломбы с ИПУ, не повредив их: останутся следы в виде букв или водяных знаков. Поэтому, если на ПУ хотя бы 1 секунду воздействовало магнитное поле, исполнитель КУ установит этот факт при контрольной проверке ПУ по антимагнитным пломбам.
При вводе в эксплуатацию исполнитель КУ проверяет рабочее состояние ИПУ и верность его показаний, влияющих на корректный расчёт потребления ресурса в целях содержания общего имущества МКД, который оплачивает исполнитель КУ в адрес РСО.